Транспортировка нефти

КМГ завершил строительство нефтетранспортной инфраструктуры по доставке углеводородов на экспортные рынки. В среднесрочной перспективе в приоритете будет:

  • повышение загрузки созданных мощностей через повышение привлекательности и конкурентоспособности маршрутов транспортировки нефти по нефтетранспортным системам КМГ;
  • контроль за операционными затратами.

Транспортировка нефти в КМГ представлена двумя видами — магистральными трубопроводами и морским флотом.

Трубопроводная инфраструктура

Трубопроводная инфраструктура Казахстана принадлежит национальному оператору по магистральному нефтепроводу — АО  «КазТрансОйл», его двум совместным предприятиям (ТОО«Казахстанско-Китайский Трубопровод» и ТОО «СЗТК«МунайТас»), а также «Каспийскому Трубопроводному Консорциуму». Действующая трубопроводная инфраструктура страны обладает достаточным потенциалом для увеличения объемов транспортировки нефти с перспективных проектов.

АО «КазТрансОйл» (КТО) — национальный оператор по магистральному нефтепроводу Республики Казахстан. Компания владеет разветвленной сетью магистральных нефтепроводов общей протяженностью 5 372 км, к которой подключены практически все нефтяные месторождения страны. Компания обеспечивает транспортировку нефти на четыре крупнейших НПЗ Казахстана, а также транспортирует нефть на экспорт по нефтепроводу «Атырау — Самара», осуществляет перевалку нефти в экспортные нефтепроводы КТК и «Атасу — Алашанькоу», отгрузку нефти в танкеры в порту Актау и на железнодорожный транспорт. Транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам обеспечивается 36 нефтеперекачивающими станциями, 67 печами подогрева нефти, резервуарным парком для хранения нефти общим объемом 1,4 млн м3. КТО также оказывает услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию магистральных нефтепроводов ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод», ТОО «СЗТК «МунайТас», «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.», АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-К», АО «Тургай Петролеум» и магистрального водовода ТОО «Магистральный Водовод».

ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» (ККТ) является владельцем нефтепроводов «Атасу — Алашанькоу» (протяженность 965 км) и «Кенкияк — Кумколь» (протяженность 794 км). ККТ осуществляет транспортировку казахстанской и транзитной российской нефти в Китай, а также на внутренний рынок Казахстана.

ТОО «СЗТК «МунайТас» (МТ) является владельцем магистрального нефтепровода «Кенкияк — Атырау» протяженностью 449 км. В 2018 году компания приступила к реализации проекта реверса нефтепровода «Кенкияк — Атырау» с целью обеспечить поставку западноказахстанской нефти на НПЗ Республики Казахстан и нивелировать эффект снижения добычи нефти в Актюбинской и Кызылординской областях, а также обеспечить экспорт в Китай в объеме до 6 млн тонн в год. Стоимость проекта — 30,9 млрд тенге. C 1 июля 2021 года обеспечена возможность перекачки нефти в реверсном направлении через НПС «Аман» в объеме до 6 млн тонн в год.

Показатель Транспортировка магистральными трубопроводами Транспортировка морским флотом
Управляющая компания КазТрансОйл (КТО) Казахстанско-Китайский Трубопровод (ККТ) МунайТас (МТ) Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК) Казмортрансфлот (КМТФ)
Доля КМГ КМГ: 90%10% акций принадлежат миноритарным акционерам, которые приобрели их в рамках программы «Народное IPO». КТО: 50% КТО: 51% КМГ: 20,75% КМГ: 100%
Основные направления Экспорт в Европу и Китай, внутренний рынок Экспорт в Китай, внутренний рынок Экспорт в Китай, внутренний рынок Экспорт в Европу Экспорт в Европу
Основные маршруты НПЗ Казахстана;
Узень — Атырау — Самара;
порт Актау;
перевалка нефти в системы КТК и Атасу — Алашанькоу
Атасу — Алашанькоу;
Кенкияк — Кумколь
Кенкияк — Атырау Тенгиз — Новороссийск Черное море;
Средиземное море;
Каспийское море
Общая протяженность, км 5 372 1 759 449 1 510 Н. п.
Мощность, млн тонн в год 17,5Мощность участка Атырау — Самара.
5,2Мощность порта Актау (причалы КТО, налив).
20,0 6,0 67,0 Н. п.
Сеть нефтепроводов КМГ

«Каспийский Трубопроводный Консорциум» (КТК) — международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих игроков отрасли, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью 1 510 км (из них 452 км — казахстанский участок). Нефтепровод КТК является одним из приоритетных направлений экспортных поставок казахстанской нефти и соединяет казахстанское нефтяное месторождение Тенгиз с нефтяным терминалом «Южная Озереевка» на Черном море (вблизи порта Новороссийск). Транспортировка нефти по нефтепроводу КТК обеспечивается 15 нефтеперекачивающими станциями, резервуарным парком для хранения нефти общим объемом 1,3 млн м3 и тремя выносными причальными устройствами.

В связи с предстоящим увеличением добычи нефти на Тенгизе и Кашагане в 2019 году акционерами КТК принято решение о реализации Проекта устранения узких мест трубопроводной системы для увеличения объемов транспортировки казахстанской нефти до 72,5 млн тонн в год. Срок реализации проекта — 2019–2023 годы, стоимость проекта — 600 млн долл. США. Финансирование предусматривается за счет собственных средств КТК.

Транспортировка нефти по магистральным трубопроводам

В 2021 году консолидированный объем транспортировки нефти по магистральным трубопроводам на долю КМГ незначительно увеличился на 0,8% и составил 64 710 тыс. тонн. Рост обусловлен увеличением объемов внутренней транспортировки в направлении казахстанских НПЗ для обеспечения необходимых объемов переработки на внутреннем рынке. При этом объем экспортной транспортировки нефти снизился из-за принятых недропользователями обязательств по ограничению добычи в рамках соглашения ОПЕК+ и естественного падения уровня добычи на зрелых месторождениях.

Объем транспортировки нефтиКонсолидированный объем транспортировки нефти учитывает объем транспортировки каждой отдельной трубопроводной компании с учетом операционной доли КМГ (за исключением КТО). Часть объемов нефти может транспортироваться двумя или тремя трубопроводными компаниями, и, соответственно, эти объемы учитываются более одного раза в консолидированном объеме транспортировки нефти., тыс. тонн
Компания 2019 2020 2021
КазТрансОйл (100%) 44 463 42 298 41 224
экспорт 17 567 16 699 14 296
транзит 9 979 9 989 9 989
внутренний рынок 16 917 15 610 16 939
Казахстанско-Китайский Трубопровод (100%) 16 200 15 883 17 412
экспорт 859 571 967
транзит 9 979 9 979 9 979
внутренний рынок 5 362 5 333 6 465
МунайТас (100%) 3 232 3 321 4 273
экспорт 1 998 1 595 1 572
внутренний рынок 1 234 1 726 2 701
Каспийский Трубопроводный Консорциум (100%), экспорт 63 256 59 027 60 728
Структура транспортировки нефти по направлениям за 2021 год, %
Компания Экспорт Транзит Внутренний рынок
КазТрансОйл 35 24 41
Казахстанско-Китайский Трубопровод 6 57 37
МунайТас 37 Н. п. 63
Каспийский Трубопроводный Консорциум 100 Н. п. Н. п.
Объем грузооборота нефти, млн тонн * км
Компания 2019 2020 2021
КазТрансОйл (100%) 37 658 35 899 35 162
Казахстанско-Китайский Трубопровод (100%) 14 590 14 368 15 592
МунайТас (100%) 1 232 1 322 1 725
Каспийский Трубопроводный Консорциум (100%) 82 997 77 207 79 446
Объем грузооборота нефти на долю КМГ, млн тонн * км
Компания 2019 2020 2021
КазТрансОйл (100%) 37 658 35 899 35 162
Казахстанско-Китайский Трубопровод (50%) 7 296 7 185 7 796
МунайТас (51%) 628 674 879
Каспийский Трубопроводный Консорциум (20,75%) 17 222 16 020 16 485
Объем транспортировки нефти на долю КМГКонсолидированный объем транспортировки нефти учитывает объем транспортировки каждой отдельной трубопроводной компании с учетом операционной доли КМГ (за исключением КТО). Часть объемов нефти может транспортироваться двумя или тремя трубопроводными компаниями, и, соответственно, эти объемы учитываются более одного раза в консолидированном объеме транспортировки нефти., тыс. тонн
Компания 2019 2020 2021
КазТрансОйл (100%)Объем транспортировки КТО представлен на 100%, так как КМГ полностью контролирует операционную деятельность актива 44 463 42 298 41 224
Казахстанско-Китайский Трубопровод (50%) 8 100 7 942 8 706
МунайТас (51%) 1 648 1 694 2 179
Каспийский Трубопроводный Консорциум (20,75%) 13 126 12 248 12 601
Всего 67 337 64 181 64 710
Тарифы на транспортировку нефти на внутренний рынок, тенге за тонну на 1 тыс. км
Компания 2019 2020 2021
КазТрансОйл 4 722,0 (с 01.09.2019 — 4 717,0) 4 110,0 4 356,0 (с 01.12.2021 — 4 328,0)
Казахстанско-Китайский Трубопровод 7 158,0 6 456,0 (с 01.02.2020 — 7 158,0) 4 323,7
МунайТас 5 724,0 (с 01.07.2019 — 5 912,0) 5 457,3 (с 25.12.2020 — 5 912,0) 5 912,0
Тарифы на транспортировку нефти на экспорт
Компания 2019 2020 2021
КазТрансОйл, тенге за тонну на 1 тыс. км 6 399 6 399 (с 01.03.2020 — 7 359) 7 359
Казахстанско-Китайский Трубопровод, тенге за тонну на 1 тыс. км 6 799 6 799 6 799
МунайТас, тенге за тонну на 1 тыс. км 5 912 5 912 5 912
Каспийский Трубопроводный Консорциум, долл. США за тонну 38 38 38
Тарифы на транзит нефти в Китай, долл. США за тонну
Компания 2019 2020 2021
КазТрансОйл 4,23 4,23 4,23
Казахстанско-Китайский Трубопровод 10,77 10,77 10,77

Тарифы по магистральной транспортировке нефти

Тарифы на транспортировку нефти на внутренний рынок Казахстана подлежат государственному регулированию.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 27 декабря 2018 года №204-VI услуги по транспортировке нефти в целях транзита через территорию Республики Казахстан и экспорта за пределы Республики Казахстан не входят в сферу естественных монополий.

Транспортировка нефти морем

Транспортные активы

ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» (КМТФ) является национальным морским перевозчиком. В состав активов КМТФ входят:

  • торговый флот: собственные нефтеналивные танкеры — «Астана», «Алматы» и «Актау» (каждый дедвейтом 12 тыс. тонн); а также нефтеналивные танкеры типа «Афрамакс» — «Алатау» и «Алтай» (каждый дедвейтом 115 тыс. тонн);
  • флот поддержки морских операций — восемь барж-площадок серии КМГ грузоподъемностью по 3,6 тыс. тонн;
  • флот для участия в проекте будущего расширения ТОО «Тенгизшевройл»: три судна класса MCV — «Барыс», «Беркут» и «Сункар» грузоподъемностью по 5,2 тыс. тонн, три буксира — «Талас», «Эмба» и «Иргиз» (тяга на гаке 40 тонн).

Основные маршруты морской транспортировки нефти:

  • маршруты в акватории Каспийского моря;
  • маршруты в акваториях Черного и Средиземного морей.
Объем перевозки

Общий объем морской транспортировки нефти в 2021 году слегка увеличился на 865 тыс. тонн в сравнении с 2020 годом и составил 9 855 тыс. тонн. Увеличение объема морской транспортировки нефти обусловлено увеличением транспортировки на Средиземном море, благодаря восстановлению рынка нефтяного судоходства в мире.

В марте 2021 года завершены модернизация и переоборудование многофункционального вспомогательного судна «Барыс» под контейнеровоз. Транспортировка контейнерных грузов осуществляется на фидерной линии «Актау — Баку — Актау». Вместе с этим КМТФ заключил соглашение с ТОО «KTZ Express Shipping» о передаче сухогрузов в собственность КМТФ.

В мае отчетного года в собственность КМТФ были приняты два сухогруза: «Бекет Ата» и «Туркестан». В 3 квартале 2021 года были выполнены все обязательства перед АО «Исламский Банк «Al Hilal» в рамках соглашения иджара Muwsufa Thima. Также подписано Генеральное соглашение на перевозку контейнеров по маршруту «Баку — Туркменбаши — Баку» между КМТФ и ООО «ADY Container».

Объемы транспортировки, тыс. тонн
Море 2019 2020 2021
Черное и Средиземное 10 186 8 361 9 318
Каспийское 543 629 537
Всего 10 729 8 990 9 855
Объем грузооборота нефти, млн тонн * км
Море 2019 2020 2021
Черное и Средиземное 9 676 7 942 8 852
Каспийское  165 197 167
Всего 9 841 8 139 9 019
Рабочий