Взаимодействие с поставщиками

Эффективность системы закупок

Обеспечение эффективной закупочной деятельности со стремлением соответствовать принципам устойчивого развития является неотъемлемой частью деятельности КМГ, которая способствует достижению стратегических и операционных целей.

Основными принципами закупочной деятельности Группы компаний КМГ являются соблюдение законодательных и внутренних требований, прозрачность закупок, развитие добросовестной конкуренции и предоставление равных возможностей для контрагентов. Вместе с тем КМГ осуществляет ряд инициатив в закупочной деятельности в поддержку отечественных производителей в рамках реализации Программы содействия модернизации действующих и созданию новых производств.

Документы, на основании которых осуществляется управление закупочной деятельностью в компаниях КМГ

  1. Порядок осуществления закупок АО «Самрук-Қазына» и организациями, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления, утвержденный решением Совета директоров Фонда №161 от 3 июля 2019 года. Данный документ определяет основные принципы и подходы закупок, общий порядок управления закупочной деятельностью, компетенцию Фонда в сфере управления закупочной деятельностью и оператора Фонда по закупкам, основные требования к процессам закупочной деятельности, определение применимых способов закупки, основания для применения закупки из одного источника, тендера путем проведения конкурентных переговоров и внутрихолдинговой кооперации.
  2. Стандарт управления закупочной деятельностью АО «Самрук-Қазына» и организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления, утвержденный Решением Правления Фонда №31/19 от 9 сентября 2019 года. Данный документ детализирует процессы закупочной деятельностиК детализации относятся такие вопросы, как сроки, требования к содержанию документации и проводимым процедурам. по управлению категориями закупок, планированию закупок, управлению и выбору поставщиков, управлению договорами поставок и запасами товарно-материальных ценностей.
  3. Правила управления закупочной деятельностью АО НК «КазМунайГаз» и организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО НК «КазМунайГаз» на праве собственности или доверительного управления, разработанные и утвержденные в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Порядка для самих дочерних организаций Фонда первого уровня и организаций, пятьдесят и более процентов которых прямо или косвенно принадлежат дочерним организациям Фонда первого уровня (Решение Правления КМГ №11 от 26 марта 2020 года). Данный документ направлен на детализацию закупочной деятельности с определением зоны ответственности заинтересованных лиц, интеграцию закупочных мероприятий со смежными процессами в интересах максимизации экономического эффекта и кросс-функционального взаимодействия, а также на определение сроков для проведения бизнес-процессов.

С 1 января 2020 года внедрена новая модель закупок, разработанная АО «Самрук-Қазына» в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 1 февраля 2012 года № 550-IV «О Фонде нацио­нального благосостояния» и направленная на реализацию ряда инициатив для повышения эффективности и обеспечения прозрачности закупок.

Для обеспечения и повышения уровня прозрачности и эффективности на основе самых передовых международных стандартов и технологий в закупочных процедурах Группы компаний КМГ применяется портал «Информационная система электронных закупок» (ИСЭЗ), обеспечивающий беспрепятственный доступ (за отдельными исключениями, в первую очередь связанными с государственной тайной) к информации о закупках всем заинтересованным лицам, равенство возможностей для всех участников закупок.

ИСЭЗ позволяет автоматизировать и стандартизировать все процедуры закупочного цикла (от процесса планирования до управления договорами), сократить время при выполнении задач и ослабить степень влияния человеческого фактора. Электронные закупки облегчают доступ на рынок и таким образом способствуют повышению эффективности, росту конкуренции и снижению административной нагрузки и операционных расходов.

Помимо публичного распространения информации о закупках, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах и условиях заключения договоров, ИСЭЗ позволяет заблаговременно установить требования для участия в конкурентных закупках, включая критерии отбора и правила проведения торгов, и их публикацию. При этом ИСЭЗ обеспечивает эффективную систему внутреннего контроля, включая обжалование результатов закупок в случае несоблюдения правил или процедур, установленных нормативными документами.

Общий объем закупок

Общий объем закупок за 2021 год составил 1 082 226 млн тенге без учета НДС.

Одними из важных аспектов закупочной деятельности КМГ являются сокращение закупок из одного источника и увеличение доли конкурентных закупок. В связи с этим предусмотрена ответственность руководящих работников КМГ и ДЗО, в том числе посредством установления целевого индикатора в карте КПД руководителей.

Конкурентные закупки проводятся путем открытого тендера, запроса ценовых предложений и конкурентных переговоров. По итогам 2021 года сумма конкурентных закупок по заключенным договорам годового плана закупок по Группе компаний КМГ составила 447 млрд тенге. Наряду с этим за последние три года доля конкурентных закупок составила 42 %, что свидетельствует о стремлении КМГ к обеспечению добросовестной конкуренции и целям устойчивого развития.

Несмотря на стремление развивать конкурентный рынок доля неконкурентных закупок, осуществленных в рамках внутрихолдинговой кооперации и (или) у одного источника, значительно преобладает.

За отчетный период общая сумма поставленных товаров, работ и услуг (с учетом годовых и долгосрочных закупок) составила 1 216 млрд тенге, из них 78 % приходится на долю местного содержания.

Снижение доли местного содержания в закупке товаров на 14 % по сравнению с 2020 годом обусловлено выводом в начале 2021 года из структуры КМГ АО «КазТрансГаз» (покупка газа).

Общий объем закупок, млрд тенге
Год Товары Работы и услуги Итого
Общая сумма Доля местного содержания, % Общая сумма Доля местного содержания, % Общая сумма Доля местного содержания, %
2019 473 63 1 659 83 2 132 81
2020 472 71 1 354 86 1 826 82
2021 273 57 943 85 1 216 78
Конкурентные закупкиК конкурентным закупкам относятся закупки путем открытого тендера, запроса ценовых предложений и конкурентных переговоров.млрд тенге
Год Товары Работы и услуги Итого
Сумма Доля, % Сумма Доля, % Сумма Доля, %
2018 137 7 375 19 511 26
2019 169 12 326 23 495 36
2020 168 15 252 23 420 38
2021 162 15 285 27 447 42

Предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков

Международная практика в области закупочной деятельности демонстрирует широкое развитие механизма проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков. Постоянное совершенствование в закупочной деятельности с учетом требований и стандартов казахстанской и международной практики является одной из приоритетных задач для КМГ.

Предварительный квалификационный отбор (ПКО) — процесс оценки потенциальных поставщиков на предмет соответствия квалификационным требованиям, определенным в соответствии со Стандартом, осуществляемый посредством анкетирования и аудита.

Основными целями ПКО являются:

  • организация простого, прозрачного и эффективного процесса оценки поставщиков по установленным квалификационным критериям;
  • поддержка реальных местных производителей;
  • повышения качества закупаемых товаров, работ, услуг (ТРУ);
  • сокращение сроков проведения и упрощение закупочных процедур.

На сегоднящний день дочерними и зависимыми организациями КМГ проводятся закупки по 15 категориями товаров, работ и услуг способом открытого тендера среди потенциальных поставщиков прошедших процедуру ПКО.

Процедура ПКОСформированный перечень ПКО после проведения сбора информации от потенциальных поставщиков и прохождения всеми потенциальными поставщиками этапов процедуры ПКО.
Приоритеты социальной политики

Категорийные закупки

Управление категориями закупок является процессом выработки комплексного подхода к снижению затрат, связанных с закупочной деятельностью и использованием товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории.

Категоризация осуществляется путем объединения товаров, работ и услуг в категории закупок по общим признакам предмета закупки и (или) единого рынка потенциальных поставщиков. Категории могут включать как одно, так и несколько наименований товаров, работ и услуг. В качестве приоритетных определяются категории с высоким уровнем затрат, критичности, потенциалом экономии и управляемостью.

Категорийное управление позволяет увеличить потенциал экономии за счет более детального анализа путем разработки и утверждения закупочной категорийной стратегии. Данная стратегия определяет оптимальный подход к закупке товаров, работ и услуг, исходя из максимизации выгод в долгосрочной или краткосрочной перспективе. Закупочные категорийные стратегии должны содержать цели и задачи, анализ внутренней и внешней среды, подходы к управлению категориями закупок, требования к развитию поставщиков, расчет выгод и план реализации.

Категорийное управление позволяет значительно снизить затраты на приобретение и использование товаров, работ и услуг за счет применения стратегического планирования, детального анализа закупаемых товаров и услуг и расчетов совокупной стоимости владения, а также за счет кросс-функционального взаимодействия с различными структурными подразделениями бизнеса. Данный метод снабжения эффективен тем, что позволяет обеспечить как качество, так и прозрачную цену при работе с надежными производителями и поставщиками.

Управление категориями закупок включает в себя:

  • категоризацию закупаемых товаров, работ и услуг и определение приоритетных категорий закупок;
  • разработку (актуализацию) и утверждение закупочных категорийных стратегий по приоритетным категориям;
  • реализацию закупочных категорийных стратегий;
  • мониторинг реализации закупочных категорийных стратегий;
  • развитие поставщиков.

В 2021 году объем категорийных закупок составил 117 436,49 млн тенге. При применении данного метода планируется достичь экономического эффекта при закупке товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории, в сумме 6 494,76 млн тенге.

Объем и выгоды категорийных закупок в 2017–2021 годах, млн тенге
Показатель 2017 2018 2019 2020 2021
Объем категорийных закупок 231,88 13 948,38 41 531,68 49 716,04 117 436,49
Выгоды категорийного управления закупками 85,07 1 565,01 4 101,81 7 011,23 6 494,76 (план)

Приверженность к устойчивым закупкам

Принципы в области устойчивого развития КМГ нашли отражение в осуществлении взаимодействия с контрагентами на основе законности и прозрачности, соблюдения условий договоров, неподкупности и нетерпимости к любым проявлениям коррупции, а также в отборе контрагентов на основе комбинации факторов: лучшей цены, качества и условий, деловой репутации контрагента.

При этом КМГ выдвигает, в свою очередь, встречные обязательства контрагентам по соблюдению требований применимого законодательства, справедливому отношению к сотрудникам, неиспользованию детского труда, обеспечению безопасных условий труда, защите окружающей среды и приверженности иным принципам этического поведения.

Данные условия включены в условия договоров, заключаемых КМГ с контрагентами, в целях соблюдения трудовых прав и создания благоприятных условий труда для граждан Республики Казахстан, защиты прав детей и соблюдения экологической безопасности. По мнению Компании, данные меры помогут уменьшить количество случаев неправомерной деятельности компаний, сотрудничающих с КМГ.

При осуществлении закупок товаров КМГ также устанавливает требования к потенциальным поставщикам о предоставлении сертификатов соответствия системе менеджмента качества.

Импортозамещение

Будучи компанией, представляющей интересы государства в нефтегазовой отрасли, КМГ ведет активную работу по импортозамещению в рамках реализации государственной программы содействия модернизации действующих и созданию новых производств посредством заключения оффтейк-договоров. Основными целями программы являются поддержка частных предпринимателей, инициирующих новые производства, и технологическое перевооружение с целью выпуска продукции, востребованной компаниями АО «Самрук-Қазына».

Механизм оффтейк-договоров предусматривает реализацию импортозамещающих проектов с отлагательным условием приобретения и поставки товаров, производство которых будет налажено в результате реализации проекта.

По итогам 2021 года дочерними организациями КМГ заключено 49 оффтейк-договоров с отечественными производителями на общую сумму 882 млн тенге.

Увеличение доли импортных товаров на 7 % по сравнению с 2020 годом обусловлено выводом в начале 2021 года из структуры КМГ АО «КазТрансГаз» (покупка газа).

Импортные товары в закупках
Год 2018 2019 2020 2021
Сумма, млрд тенге 173 104 94 73
Доля товаров, поставленных без сертификата казахстанского происхождения СТ-КZДоля товаров, поставленных без сертификата казахстанского происхождения, является долей поставленных импортных товаров за отчетный период., % 21 22 20 27