Взаимодействие с поставщиками
Эффективность системы закупок
Обеспечение эффективной закупочной деятельности со стремлением соответствовать принципам устойчивого развития является неотъемлемой частью деятельности КМГ, которая способствует достижению стратегических и операционных целей.
Основными принципами закупочной деятельности Группы компаний КМГ являются соблюдение законодательных и внутренних требований, прозрачность закупок, развитие добросовестной конкуренции и предоставление равных возможностей для контрагентов. Вместе с тем КМГ осуществляет ряд инициатив в закупочной деятельности в поддержку отечественных производителей в рамках реализации Программы содействия модернизации действующих и созданию новых производств.
Документы, на основании которых осуществляется управление закупочной деятельностью в компаниях КМГ
- Порядок осуществления закупок АО «Самрук-Қазына» и организациями, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления, утвержденный решением Совета директоров Фонда №161 от 3 июля 2019 года. Данный документ определяет основные принципы и подходы закупок, общий порядок управления закупочной деятельностью, компетенцию Фонда в сфере управления закупочной деятельностью и оператора Фонда по закупкам, основные требования к процессам закупочной деятельности, определение применимых способов закупки, основания для применения закупки из одного источника, тендера путем проведения конкурентных переговоров и внутрихолдинговой кооперации.
- Стандарт управления закупочной деятельностью АО «Самрук-Қазына» и организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления, утвержденный Решением Правления Фонда
№31/19 от 9 сентября 2019 года. Данный документ детализирует процессы закупочнойдеятельностиК детализации относятся такие вопросы, как сроки, требования к содержанию документации и проводимым процедурам. по управлению категориями закупок, планированию закупок, управлению и выбору поставщиков, управлению договорами поставок и запасами товарно-материальных ценностей. - Правила управления закупочной деятельностью АО НК «КазМунайГаз» и организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО НК «КазМунайГаз» на праве собственности или доверительного управления, разработанные и утвержденные в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Порядка для самих дочерних организаций Фонда первого уровня и организаций, пятьдесят и более процентов которых прямо или косвенно принадлежат дочерним организациям Фонда первого уровня (Решение Правления КМГ №11 от 26 марта 2020 года). Данный документ направлен на детализацию закупочной деятельности с определением зоны ответственности заинтересованных лиц, интеграцию закупочных мероприятий со смежными процессами в интересах максимизации экономического эффекта и кросс-функционального взаимодействия, а также на определение сроков для проведения бизнес-процессов.
С 1 января 2020 года внедрена новая модель закупок, разработанная АО «Самрук-Қазына» в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 1 февраля 2012 года
Для обеспечения и повышения уровня прозрачности и эффективности на основе самых передовых международных стандартов и технологий в закупочных процедурах Группы компаний КМГ применяется портал «Информационная система электронных закупок» (ИСЭЗ), обеспечивающий беспрепятственный доступ (за отдельными исключениями, в первую очередь связанными с государственной тайной) к информации о закупках всем заинтересованным лицам, равенство возможностей для всех участников закупок.
ИСЭЗ позволяет автоматизировать и стандартизировать все процедуры закупочного цикла (от процесса планирования до управления договорами), сократить время при выполнении задач и ослабить степень влияния человеческого фактора. Электронные закупки облегчают доступ на рынок и таким образом способствуют повышению эффективности, росту конкуренции и снижению административной нагрузки и операционных расходов.
Помимо публичного распространения информации о закупках, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах и условиях заключения договоров, ИСЭЗ позволяет заблаговременно установить требования для участия в конкурентных закупках, включая критерии отбора и правила проведения торгов, и их публикацию. При этом ИСЭЗ обеспечивает эффективную систему внутреннего контроля, включая обжалование результатов закупок в случае несоблюдения правил или процедур, установленных нормативными документами.
Общий объем закупок
Общий объем закупок за 2021 год составил 1 082 226 млн тенге без учета НДС.
Одними из важных аспектов закупочной деятельности КМГ являются сокращение закупок из одного источника и увеличение доли конкурентных закупок. В связи с этим предусмотрена ответственность руководящих работников КМГ и ДЗО, в том числе посредством установления целевого индикатора в карте КПД руководителей.
Конкурентные закупки проводятся путем открытого тендера, запроса ценовых предложений и конкурентных переговоров. По итогам 2021 года сумма конкурентных закупок по заключенным договорам годового плана закупок по Группе компаний КМГ составила 447 млрд тенге. Наряду с этим за последние три года доля конкурентных закупок составила 42 %, что свидетельствует о стремлении КМГ к обеспечению добросовестной конкуренции и целям устойчивого развития.
Несмотря на стремление развивать конкурентный рынок доля неконкурентных закупок, осуществленных в рамках внутрихолдинговой кооперации и (или) у одного источника, значительно преобладает.
За отчетный период общая сумма поставленных товаров, работ и услуг (с учетом годовых и долгосрочных закупок) составила 1 216 млрд тенге, из них 78 % приходится на долю местного содержания.
Снижение доли местного содержания в закупке товаров на 14 % по сравнению с 2020 годом обусловлено выводом в начале 2021 года из структуры КМГ АО «КазТрансГаз» (покупка газа).
Год | Товары | Работы и услуги | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Общая сумма | Доля местного содержания, % | Общая сумма | Доля местного содержания, % | Общая сумма | Доля местного содержания, % | |
2019 | 473 | 63 | 1 659 | 83 | 2 132 | 81 |
2020 | 472 | 71 | 1 354 | 86 | 1 826 | 82 |
2021 | 273 | 57 | 943 | 85 | 1 216 | 78 |
Год | Товары | Работы и услуги | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Сумма | Доля, % | Сумма | Доля, % | Сумма | Доля, % | |
2018 | 137 | 7 | 375 | 19 | 511 | 26 |
2019 | 169 | 12 | 326 | 23 | 495 | 36 |
2020 | 168 | 15 | 252 | 23 | 420 | 38 |
2021 | 162 | 15 | 285 | 27 | 447 | 42 |
Предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков
Международная практика в области закупочной деятельности демонстрирует широкое развитие механизма проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков. Постоянное совершенствование в закупочной деятельности с учетом требований и стандартов казахстанской и международной практики является одной из приоритетных задач для КМГ.
Предварительный квалификационный отбор (ПКО) — процесс оценки потенциальных поставщиков на предмет соответствия квалификационным требованиям, определенным в соответствии со Стандартом, осуществляемый посредством анкетирования и аудита.
Основными целями ПКО являются:
- организация простого, прозрачного и эффективного процесса оценки поставщиков по установленным квалификационным критериям;
- поддержка реальных местных производителей;
- повышения качества закупаемых товаров, работ, услуг (ТРУ);
- сокращение сроков проведения и упрощение закупочных процедур.
На сегоднящний день дочерними и зависимыми организациями КМГ проводятся закупки по 15 категориями товаров, работ и услуг способом открытого тендера среди потенциальных поставщиков прошедших процедуру ПКО.
Категорийные закупки
Управление категориями закупок является процессом выработки комплексного подхода к снижению затрат, связанных с закупочной деятельностью и использованием товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории.
Категоризация осуществляется путем объединения товаров, работ и услуг в категории закупок по общим признакам предмета закупки и (или) единого рынка потенциальных поставщиков. Категории могут включать как одно, так и несколько наименований товаров, работ и услуг. В качестве приоритетных определяются категории с высоким уровнем затрат, критичности, потенциалом экономии и управляемостью.
Категорийное управление позволяет увеличить потенциал экономии за счет более детального анализа путем разработки и утверждения закупочной категорийной стратегии. Данная стратегия определяет оптимальный подход к закупке товаров, работ и услуг, исходя из максимизации выгод в долгосрочной или краткосрочной перспективе. Закупочные категорийные стратегии должны содержать цели и задачи, анализ внутренней и внешней среды, подходы к управлению категориями закупок, требования к развитию поставщиков, расчет выгод и план реализации.
Категорийное управление позволяет значительно снизить затраты на приобретение и использование товаров, работ и услуг за счет применения стратегического планирования, детального анализа закупаемых товаров и услуг и расчетов совокупной стоимости владения, а также за счет кросс-функционального взаимодействия с различными структурными подразделениями бизнеса. Данный метод снабжения эффективен тем, что позволяет обеспечить как качество, так и прозрачную цену при работе с надежными производителями и поставщиками.
Управление категориями закупок включает в себя:
- категоризацию закупаемых товаров, работ и услуг и определение приоритетных категорий закупок;
- разработку (актуализацию) и утверждение закупочных категорийных стратегий по приоритетным категориям;
- реализацию закупочных категорийных стратегий;
- мониторинг реализации закупочных категорийных стратегий;
- развитие поставщиков.
В 2021 году объем категорийных закупок составил 117 436,49 млн тенге. При применении данного метода планируется достичь экономического эффекта при закупке товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории, в сумме 6 494,76 млн тенге.
Показатель | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
---|---|---|---|---|---|
Объем категорийных закупок | 231,88 | 13 948,38 | 41 531,68 | 49 716,04 | 117 436,49 |
Выгоды категорийного управления закупками | 85,07 | 1 565,01 | 4 101,81 | 7 011,23 | 6 494,76 (план) |
Приверженность к устойчивым закупкам
Принципы в области устойчивого развития КМГ нашли отражение в осуществлении взаимодействия с контрагентами на основе законности и прозрачности, соблюдения условий договоров, неподкупности и нетерпимости к любым проявлениям коррупции, а также в отборе контрагентов на основе комбинации факторов: лучшей цены, качества и условий, деловой репутации контрагента.
При этом КМГ выдвигает, в свою очередь, встречные обязательства контрагентам по соблюдению требований применимого законодательства, справедливому отношению к сотрудникам, неиспользованию детского труда, обеспечению безопасных условий труда, защите окружающей среды и приверженности иным принципам этического поведения.
Данные условия включены в условия договоров, заключаемых КМГ с контрагентами, в целях соблюдения трудовых прав и создания благоприятных условий труда для граждан Республики Казахстан, защиты прав детей и соблюдения экологической безопасности. По мнению Компании, данные меры помогут уменьшить количество случаев неправомерной деятельности компаний, сотрудничающих с КМГ.
При осуществлении закупок товаров КМГ также устанавливает требования к потенциальным поставщикам о предоставлении сертификатов соответствия системе менеджмента качества.
Импортозамещение
Будучи компанией, представляющей интересы государства в нефтегазовой отрасли, КМГ ведет активную работу по импортозамещению в рамках реализации государственной программы содействия модернизации действующих и созданию новых производств посредством заключения оффтейк-договоров. Основными целями программы являются поддержка частных предпринимателей, инициирующих новые производства, и технологическое перевооружение с целью выпуска продукции, востребованной компаниями АО «Самрук-Қазына».
Механизм оффтейк-договоров предусматривает реализацию импортозамещающих проектов с отлагательным условием приобретения и поставки товаров, производство которых будет налажено в результате реализации проекта.
По итогам 2021 года дочерними организациями КМГ заключено 49 оффтейк-договоров с отечественными производителями на общую сумму 882 млн тенге.
Увеличение доли импортных товаров на 7 % по сравнению с 2020 годом обусловлено выводом в начале 2021 года из структуры КМГ АО «КазТрансГаз» (покупка газа).
Год | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
---|---|---|---|---|
Сумма, млрд тенге | 173 | 104 | 94 | 73 |
Доля товаров, поставленных без сертификата казахстанского происхождения | 21 | 22 | 20 | 27 |