Служба комплаенс
КМГ придерживается принципов добросовестности, честности и прозрачности ведения бизнеса и уделяет особое внимание их соблюдению нашими коллегами и партнерами. В Компании утверждены Кодекс деловой этики, Политика по противодействию коррупции, Политика конфиденциального информирования, Политика в области урегулирования конфликта интересов, Политика по проверке благонадежности контрагентов и Правила внутреннего контроля для разграничения прав доступа к инсайдерской информации и недопущения возможности неправомерного использования информации инсайдерами. Помимо разработки внутренних документов, КМГ внедряет и проводит своевременные меры по соблюдению новых директив и нормативных актов антикоррупционного законодательства. В 2021 году повышение культуры и понимание трендов комплаенс-процедур являлись одними из важных направлений в деятельности КМГ.
Были внесены поправки в Политику по противодействию коррупции и Политику конфиденциального информирования в части запрета на получение подарков, совместную работу близких родственников, согласно изменённому законодательству и смены оператора горячей линии. Дополнительно, утверждена Политика по проверке благонадежности контрагентов Группы компаний КМГ. Аналогичная политика утверждена в 35 ДЗО Компании.
Следуя лучшей мировой практике корпоративного управления, компания на постоянной основе стремится улучшать существующие корпоративные стандарты.
Особое внимание было направлено на усиление корпоративной коммуникации путем осуществления информационной рассылки, включающей напоминание работникам об антикоррупционных требованиях Компании, изменениях в регуляторной среде (поправки в Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции») и функционировании горячей линии в Компании. Так, количество поступивших обращений на Горячую линию составило 76 сообщений, сократившись в 1,5 раза по сравнению с показателями 2020 года (118 обращений). Данное снижение было обосновано сменой оператора Горячей линии, выводом некоторых дочерних организаций из состава КМГ. По итогам рассмотрения релевантных обращений, поступающих по каналам горячей линии, и проведения расследования принимаются корректирующие мероприятия, а также при необходимости меры дисциплинарного характера, включая расторжение трудового договора. Компания на постоянной основе проводит оперативные профилактические меры, которые способствуют вовлеченности работников и иных лиц к использованию возможностей Горячей линии.
Относительно проводимой работы с ДЗО, Компания интегрирует процессы предприятий в корпоративную культуру, внедряя функции на местах и формируя комплаенс-программы с учетом специфики предприятия. Так, проведены оценки комплаенс рисков в 14 предприятиях (КМГ, Озенмунаймаз, Эмбамунайгаз, Павлодарский нефтехимический завод, Атырауский нефтеперерабатывающий завод, КазТрансОйл, Казмортрансфлот, КМГ-Инжиниринг, ОзенМунайСервис, Oil Service Company, KLPE, KPI, Казахойл Актобе, КМГ – Кумколь). По итогам анализа и оценки рисков сформированы мероприятия по минимизации рисков. Дополнительно было проведено тестирование бухгалтерских операций, анализ родственных связей и мониторинг исполнения Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и политик в области комплаенс.
Была проведена масштабная работа по внедрению комплаенс служб на местах, сформированы комплаенс-программы с учетом специфики предприятий, а также проведены онлайн-тренинги в области комплаенс и противодействия мошенничеству, организованны одной из компаний «большой четверки» для комплаенс-офицеров ДЗО. На данный момент в Группе компании КМГ насчитывается 41 сотрудников, осуществляющих комплаенс деятельность. Обучение проводилось с участием форензик экспертов от международной аудиторской организации и включало в себя такие направления, как проверка благонадежности контрагентов, выявление и управление конфликтом интересов, проведение интервью, проверка сотрудников Компании, планирование и проведение расследований, подготовка отчета по результатам расследований.
В рамках создания эффективной системы управления конфликтами интересов, а также определения требований к поведению работников, соблюдение которых позволяет минимизировать риски принятия решений под влиянием личных интересов и связей, с 2020 года в Компании проводится всеобщее декларирование конфликтов интересов по всем работникам Группы компаний КМГ.
Поддерживая цель государства по созданию системы эффективного контроля доходов и имущества физических лиц для борьбы с теневой экономикой и коррупционными проявлениям, в 2021 году был внедрен первый этап всеобщего налогового декларирования.
В рамках популяризации «Горячей линии» проведены совместно с АО «Самрук-Қазына» встречи с представителями акимата Мангистауской области и подрядными организациями в г. Актау. Проведены встречи по вопросам комплаенс с административно-управленческими персоналом АО «Мангистаумунайгаз», АО «Каражанбасмунай», ТОО «Oil Services Company», ТОО «Исатай Оперейтинг».
В целях внедрения лучшей мировой практики в области комплаенс, для комплаенс офицеров ДЗО организована воркшоп сессия с участием Тенгизшевройл.
Служба комплаенс поддерживает развитие профессиональных компетенций и повышение квалификации комплаенс специалистов Группы компаний КМГ. На сегодняшний день в командах комплаенс имеются специалисты с наличием профильных престижных международных сертификатов от Association of Certified Fraud Examiners и International Compliance Association и их число постоянно растет.
Дополнительно отмечаем, что в 2021 году международное агентство Sustainalytics при оценке ESG-рейтинга компании присвоило максимальную оценку направлению КМГ по комплаенс, отметив высокий уровень проводимой политики по предотвращению взяточничества и коррупции.